Полезные рекомендации водителям | Учебный центр "Базис"

Полезные рекомендации водителям

Рекомендации водителям внедорожных мотосредств от УЦ БАЗИС:

  1. Определить маршрут, участников и цели поездки.
  2. Убедиться в исправности техники, оборудования.
  3. Заправляться нужно до поездки (перед постановкой техники в гараж).
  4. Подготовить себя. Продовольствие, экипировка.

Минимальные требования к экипировке: шлем (зимний/летний или универсальный), подшлемник, перчатки, куртка, лучше всего дышащее и многослойное, непромокаемая обувь выше голеностопа (не кроссовки).

!!! При температуре воздуха -10 градусов на скорости 50 км/ч. температура воздуха ощущается как - 32 градуса.

  1. Проинструктировать пассажиров и согласовать маршрут со всеми участниками.
  2. Вспомнить практические навыки управления (правило трех: работа взглядом, работа газом, перенос центра масс).
  3. Оттачивание мастерства (спуск/подъем, движение по склону, преодоление препятствий).
  4. Вернуться в исходную точку в том же составе на своей технике.

Добрые советы:

- Не ездить одному.

- Река не самое удачное место для максимальной скорости.

- На полях бывают пеньки.

- Когда много снега, перед остановкой утрамбуйте снег на достаточной площади (иначе забуксуете и завязните в снегу).

- Если попал в полынью – топи на газ, есть шанс ее проскочить (испугался-сбросил газ-пошел ко дну)

- Не разгоняйся в конце подъема.

- При резком спуске есть возможность удариться челюстью о квадроцикл (лучше иметь закрытый шлем).

- Всегда иметь при себе страховочный трос.

- Иметь надежный телефон, который не подведет в любой ситуации.

Советы из интернета:

  « Иногда бывает так, что выехали Вы на своём квадрике куда-нибудь в глушь, там техника сломалась, и Вам приходится добрых три часа (а то и больше), спрятав получше своего железного коня в кустах, переться в ближайший населённый пункт пешком, чтобы взять всё необходимое для починки / доставки его в гараж, потом столько же времени топать в обратную сторону. 
   А ведь этого можно было бы и избежать. Уберечься от таких неприятностей поможет профилактический осмотр основных узлов / деталей квадроцикла перед поездкой и Ваш здравый смысл. О здравом смысле мы поговорим чуть позже, а сейчас поподробнее остановимся на первом пункте. 

 Предполётный досмотр. 
   Прежде всего, перед выездом из гаража, следует проверить давление в шинах. Причём просто надавить рукой / ногой на колесо будет недостаточно. Простой автомобильный насос с измерителем давления как раз подойдёт. В некоторых случаях в базовом наборе инструментов в квадроциклах, который присутствует в нём уже при покупке, имеется компактный измеритель давления, который предназначен для измерения давления в шинах низкого давления. Прошу простить меня за каламбур. Такой небольшой приборчик будет очень кстати. 
   Пока будете проверять давление в шинах, обратите внимание на состояние самой шины. Порезы, грыжи, торчащие куски проволоки, а также гвозди, забитые в покрышку по самую шляпку – всё это может плачевно отразиться на Вашей поездке. Если Вы обнаружили торчащие из шины инородные предметы типа гвоздей или др., советую везти колесо в шиномонтаж. Благо, во многих шиномонтажах берутся за ремонт покрышек от квадроциклов. Грыжи – более серьёзная проблема, советую менять покрышку. Порезы на протекторе в большинстве случаев неопасны, но всё же следует относиться к ним с предельным вниманием. Кроме того, обратите внимание на сам протектор – если ему уже несколько сезонов и он стёрт почти до основания, лучше приобрести новую резину. 
   Затем проверьте крепление колёс. Болты могут ослабеть от вибрации, и случиться непоправимое может совершенно неожиданно. Подтяните их. Подёргайте колесо относительно своей оси – свободного хода быть не должно! Если он всё же сеть, а болты хорошо затянуты, то следует проверить элементы подвески – рычаги, опоры и т.д. 
   Садимся на квадроцикл. Нажимаем рычаг газа и крутим руль в одну и в другую сторону. Если рычаг газа перемещается плавно, и после того, как Вы его отпустили, он вернулся в исходное положение – значит, всё хорошо. Проверяем трос газа. Он должен быть без повреждений и надёжно закреплён. Также следует проверить педаль / рычаг тормоза. Позже, когда Вы заведёте и прогреете квадроцикл, проверьте эффективность тормозной системы, набрав небольшую скорость и затормозив. Проверьте состояние тормозной жидкости в бачке / бачках. Если её мало, обязательно долейте. 
   Теперь, как это ни банально, следует проверить наличие топлива в баке. Ведь бензин может закончиться совершенно неожиданно. Если отсутствует указатель уровня топлива, откройте крышку бензобака. Только не нужно светить туда зажигалкой! Также нежелательно при этом иметь в зубах зажжённую сигарету, иначе попытка проверить уровень топлива может закончиться дыркой в потолке и продолжительным полётом над окружающей местностью с последующим жёстким приземлением по частям. Просто попробуйте раскачать технику, чтобы проверить наличие топлива на слух. 
   Теперь о масле. Для проверки уровня масла желательно завести квадроцикл, прогреть его, а затем заглушить и дать несколько минут постоять. После этого выньте щуп, протрите его ЧИСТОЙ тряпочкой, опять вкрутите и вытащите. Теперь смотрите на уровень. Он находится ниже отметки low? В нём имеются инородные элементы, грязь? В первом случае просто долейте масло, но только ТОЙ ЖЕ МАРКИ, ЧТО УЖЕ ЕСТЬ В ATV! Во втором случае придётся масло заменить. Открутите пробку, слейте масло, затем залейте новое. Если при проверке уровня масла окажется, что оно потемнело – ничего страшного! Это нормальный процесс. Но всё же раз в год желательно масло менять полностью. И всегда помните, что ездить с недостаточным количеством масла крайне нежелательно! Это может закончиться клином двигателя и дорогим ремонтом! 
   Если конструкция Вашего ATV предусматривает наличие цепи, обязательно проверяйте количество её смазки. Если она покрыта грязью, обязательно смажьте её заново, предварительно очистив. Если цепь или звёздочка износились, замените их, лучше одновременно. 
   Также желательно проверить наличие искры, но если квадрик заводится без проблем, то этот пункт можно и опустить. Проверка искры производится следующим образом: снимите высоковольтный провод со свечи, поднесите её металлическую часть (место соединения со свечёй) на 2-3 мм к любой металлической детали вашего квадра и крутаните стартер на пару секунд. Если искра есть, то она обязательно проскочит между квадром и контактом высоковольтного провода. Если стартер крутится еле-еле или вообще не крутится, то значит сел аккумулятор. Зарядите или замените его. 
   Кроме всего вышеперечисленного, следует не забывать, что в квадроцикле имеется большое количество различных болтиков, которые периодически стоит подтягивать. Также стоит уделить внимание воздушному фильтру. В нём можно найти много интересного. Например, одуванчики. Или жуков. А может и какая ещё крыса завела в нём себе уютное гнёздышко. Всё это мешает квадрику дышать, а воздух ему необходим также, как и бензин. Если Вы несколько лет не меняли воздушный фильтр, то его стоит заменить. 
   
   Что взять с собой в дорогу. 
   Первое, что всегда лучше брать с собой – это сотовый телефон. Или спутниковый, если Вы катаетесь где – нибудь на безлюдных просторах. Звонок другу и / или в МЧС станет Вашим спасением, если Вы засели где – нибудь в глубокой глуши, или попали в неприятную ситуацию. 
   Второе – это лебёдка. Как часто она выручала меня в трудных ситуациях! Если у Вас есть квадроцикл, и к нему предусмотрена лебёдка – обязательно приобретите её! Она не раз будет вытаскивать Вас из грязи / ям / снега и др. неприятностей, если завела туда дорога при отсутствии здравого смысла. 
   Третье – GPS-приёмник. Естественно, с загруженными в него подробными картами той местности, в которой Вы катаетесь. Он поможет Вам отыскать дорогу / населённый пункт / речку, или найти свой квадроцикл, если Вы случайно заблудились в поисках сети для сотового телефона. 
   Четвёртое – это, конечно же, ремкомплект для шин. Существует целый ряд ремкомплектов, от простой заплатки и набора для склейки, до баллона со сжатым воздухом для мгновенной накачки колёс. 
   Ну и пятое – набор инструментов. Базового набора, который имеется в квадроцикле в момент его покупки, обычно хватает, но если он не так многообразен, дополните его на Ваше усмотрение. 
   Кроме того, нелишним будет аптечка (мотоаптечка) и трос. 
   
   Здравый смысл. 
   Наличие здравого смысла во время поездки на квадроцикле не менее, а то и более важно, чем всё вышеперечисленное. Если у Вас нет лебёдки, не лезьте в такие дебри, откуда самим не выбраться! Если есть лебёдка, перед преодолением препятствия посмотрите, есть ли впереди деревья / столбы, или др., за что можно будет прикрепиться лебёдкой, чтобы вытащить технику. Не выезжайте на замёрзшие водоёмы, особенно в осеннее / весеннее время, когда лёд тонок! Тут и лебёдка не спасёт! Не делайте головокружительных трюков без специальной подготовки! 
   Здравый смысл и умение предотвращать различные неприятности – вот главные составляющие удачи во время поездок. И я надеюсь, что всё, что написано в этой статье, поможет Вам избежать многих проблем.»

Заповеди внедорожной езды на ATV

 1. Не "отстреливайте" на квадроцикле, не научившись управлять технику на малых скоростях и разных видах ландшафта.

2. Не пускайте детей до 16 лет за руль "взрослых" машин.

3. Не перевозите пассажира на одноместном квадроцикле, даже если сидение достаточно длинное - оно необходимо для удобства водителя. У подавляющего большинства старых ATV нет дифференциала, а значит, при повороте одно из задних колес пробуксовывает. С возросшей из-за пассажира нагрузкой тяжелее поворачивать, особенно на твердом грунте.

4. Не пренебригайте экипировкой, ведь квадроцикл - это не тихоходный трактор или мотоблок. Для езды на четырехколеснике полностью подойдут кроссовая защитная одежда - мотоботы, костюм со средствами защиты от травм, очки, перчатки, и шлем.

5. Не забудьте перед выездом проверить техническое состояние машины, особенно тормозов, состояние шин и давление воздуха в них.

6. Не ослабляйте контроль за машиной - не снимайте рукояток с руля, а ног с подножек: практически все ATV норовят отклониться от движения по прямой, особенно на пересеченке. Так что не обольщайтесь надеждами на устойчивость аппарата на четырех колесах. Начинающим противопоказаны прыжки, "козление", езда на двух колесах на боку и другие рискованные трюки. 
Уверяем: лежащий сверху вас квадроцикл не покажется пушинкой. А "вылетать" из под падающего аппарата еще следует научиться.

7. Не ездите по асфальтированным дорогам или площадкам, тем более с надетой внедорожной резиной. Как ни покажется странным, это небезопасно - ни шины, ни конструкция трансмиссии на них не расчитаны.

8. Не теряйте бдительности при езде по неиспробованным вами грунтам - по камням, песку, глине, болотам. Только убедившись что владеете ситуацией, можно "поддать газку"

9. Не забудьте зарегистрировать свой ATV в органинах Гостехнадора (если квадроцикл постявлялся с ПСМ - паспорт самоходной машины) или в ГИБДД (если с квадр был с ПТС - паспорт транспортного средства) и получите соответствующее удостоверение на право управления.

10. Не принимайте алкоголь перед выездом - не притупляйте реакцию: камни, деревья и столбы, летящие вам навстречу, "спросят" построже любого самого злого сотрудника ГИБДД.

 

Техника управления квадроциклом в различных ситуацияx

 

В ВИРАЖАХ. При подходе к повороту сбросьте газ и поворачивайте руль

в сторону поворота - как на автомобиле. Перенесите вес тела на ногу, стоящую на внешней подножке, а сами развернитесь внутрь поворота, корпус тела переместите в направлении центра поворота. Проходите поворот, согласовывая прибавление газа и поворот руля. Тренируйтесь на открытых площадках без препятствий, начиная с малых скоростей, Помните, что на сухом грунте ATV, в отличие от автомобиля, скорее перевернется, чем пойдет в занос. На скользком покрытии тренируйтесь перемещать корпус вперед и назад в ситуации, когда машину сносит. Смещение вперед улучшит управляемость, назад - зацепление ведущих колес с грунтом (если ATV не полноприводный).

 

ПОДЪЕМ НА ХОЛМ. Отрабатывать технику подъема начинайте на пологих холмах с нескользким грунтом и без «ловушек» на вершине. Поднимайтесь на пониженной передаче, строго «в лоб», переместите тело вперед. Избегайте перегазовок (она вызывает пробуксовку колес) в середине холма и не разгоняйтесь в конце. Макушку проходите без отрыва колес, по крайней мере, в начале обучения. Если остановились посредине, трогайтесь очень аккуратно: резко сорветесь с места - можно перевернуться вокруг задней оси. Если машина начала катиться назад, не тормозите задним тормозом - только передним. Заглушите мотор, поставьте ATV на ручной тормоз и разверните вручную.

 

СПУСК С ХОЛМА. Трассу спуска выбирайте как и при подъеме - строго по линии сверху вниз. Отодвиньтесь на сиденье как можно дальше назад, установите пониженную передачу - двигатель должен обеспечивать большую часть тормозного усилии. Если квадроцикл на передаче разгоняется, помогите тормозами, но только обоими - торможение одним «передком» может привести к перевороту и - мордой в грязь. Очень важно, чтобы колеса не пошли на юз. Естественно, про «газ» на время забудьте.

 

ВДОЛЬ КОСОГОРА. Проезжая вдоль наклонной части холма, переместите корпус в сторону вершины и будьте предельно осторожны: при наезде на скользкие участки или при неловком движении легко "загреметь" вниз. На наклонной поверхности, особенно скользкой, избегайте совершать повороты.

 

ПО ХЛЯБИ. ATV способен преодолевать броды глубиной до 35-40 см, однако нужно быть уверенным, что под водой нет «засад» - больших камней, бревен или топкого грунта. По песчаным и илистым грунтам ехать следует плавно и равномерно, чтобы не сорваться в букс. Если неосторожно открыли «газ», отчего и зарыли аппарат, а вдобавок притопили мотор и он заглох, не пытайтесь освободиться - вам все равно потребуется трактор. На реках с быстрым течением ищите место с максимально широким бродом. После «купания» обязательно просушите тормоза - нажмите несколько раз на рычаги.

 

В ЗАВАЛАХ. Бревна и камни лучше объехать, даже если ради этого придется попотеть на расчистке пути. Прыгать на ATV рискните только тогда, когда наберетесь опыта, но при условии, если вы с компанией и забавляетесь вблизи от дома.

 

В РАСПУТИЦУ. В начале практики старайтесь не вводить ATV в заносы. Если сносит «передок», загрузите его - наклоните вперед корпус и поверните руль в сторону заноса. При этом не следует тормозить или ускоряться. Во время тренировок управляемого заноса (а они крайне необходимы) избегайте продольных неровностей на трассе или изменения «скользкости» покрытия: и моргнуть не успеете, как ATV «встанет на уши».